Путешествие вокруг острова Эвия и по Северным Спорадам.

В этом году, мы не раз задумывались о том, что ходить между островами интересно, но что получится если мы пройдём не традиционным походом, а обойдём остров Эвия. Второй по величине остров Греции после Крита. Эвия или Эвбея, тянется вдоль северного побережья Аттики довольно близко к материку, настолько близко, что через пролив Эврипа перекинут четырнадцати метровый мост. Пролив уникален тем, что течение воды в нём достигает до восьми миль в час, и каждые 6 часов вода прекращает свой бег, для того чтоб возобновить его в другом направлении, по легенде Аристотель утонул, пытаясь разрешить эту загадку. Площадь острова занимает около четырёх тысяч километров с населением около ста восьмидесяти тысяч человек. Остров великолепен своими пляжами, горными пейзажами. Здесь отдыхают и имеют дачи сами греки, преимущественно афиняне так-так Эвия расположена в восьмидесяти километрах от Афин к северу. В древней мифологии описано, что остров появился благодаря тому, что Посейдон ударов своего трезубца создал канал, тем самым, отделив остров от материка, в последствии если верить древним записям здесь размещался подземный дверец Посейдона. Здесь жили и македоняне с 338 года до н.э. и турки, которые здесь пребывали до 1830 года. Остров пережил много войн и сражений как с иноземными захватчиками так и междоусобных. Особенно жестокая борьба шла между двумя городами Халкида и Эретрия между этими городами до сих пор находится самая плодородная равнина острова, через которую протекает река Лелант, эта равнина с рекой не раз становилась яблоком раздора между жителями этих двух богатых городов, но и между Афинами и Халкидой. В последствии Халкида и Афиняне разместили здесь свои клерухи. Затем во время Греко-персидских войн был разгром Этерии, а после изгнания персов здесь вновь появились Афиняне.

Июльским днём, мы снялись с якоря в велении Лаврио, и на нашей яхте «Посейдон» легли курсом на южную оконечность острова Эвия, путь наш лежал на Северные Спорады. Ветерок дул с Севера несколько заворачивая на восток, пролив между материком и островом Макронисос мы прошли под мотором, обогнули Северный оголовок острова и небольшие мели и поставив паруса стали лакироваться на южный оголовок Эвии. Ветер дул ровно без усилений, пройдя миль 15 прямо в море мы увидели проплывавшую мимо большую черепаху, надо заметить что в этом году мы их стали видеть довольно часто. Ветер к обеду усилился, но волна была ещё небольшой, но на усилениях ветер стал заходить, что явно не вписывалось в наши планы, так круто нести паруса мы не могли. Лавировка была долгой ,галсы длинные и только ближе к вечеру мы подошли к намеченной точке на карте. Залив возле города Каристос был как всегда великолепен. От ветра здесь хорошо прикрывали горы вода была гладкая и наша яхта, убрав паруса как сложившая крылья чайка под мотором подходила к входному маяку Каристоса. Городок этой южной оконечности острова довольно бойки. В бухте места немного, но если прейти не поздно, то можно пришвартоваться. В городе много магазинов таверн, есть Интернет и замечательные церкви, а также Венецианская крепость. Сам городок основан сравнительно недавно после войны за независимость 1829 году, и он так понравился тогдашнему королю Оттону, что тот повелел назвать его новой столицей Греции и дал ему имя в свою честь Оттонополис. По приказу короля были возведены красивые дома и широкие улицы. Когда же король был смещён, то город вернул своё прежнее название и оставил широкие улицы. Над городом возвышается средневековая крепость «Кастеляо Россо», с крепости прекрасный вид на город и гору Охи. Рядом находится довольно неплохой пляж, оборудованный душами, однако людей тут бывает предостаточно. Мы сделав небольшие покупки в близлежащих магазинах вышли из бухты и стали на якорь в заливе. Вечер был просто сказочным, ветер утих, окрестные горы переливались в лучах заходящего солнца, в бухте мы накупавшись стали готовить ужин. Греческий салат и печёную рыбку «дораду». Когда село солнце к нам доносились по воде приглушенные звуки дискотек на набережной и редкий рёв мотоциклов без глушителя. Утром посмотрев прогноз, мы увидели, что лавировка будет тугой и очень долгой около шестидесяти миль, и конечно же не факт что волна сбивать не будет добавляя нам неудобств. Чтоб не бороться со стихией мы решили пройти проливами между Эвией и материком. Снявшись с якоря, мы двинулись вдоль западного побережья острова, обогнув островок Петали, мы устремились в южный залив Эвии. Расстояние которое нам следовало пройти для входа в залив было небольшое восемнадцать морских миль, но спереди было очень много мелких островков и скал однако ветра нам благоприятствовали. Так полными кусами мы обошли все препятствия, по дорогу поймав кем то оброненный новенький кранец и под полными парусами зашли в южный залив. Ветер «крутил» постоянно меняя свои направления ,но дул так , что мы постоянно шли то галфиндом, то бакштагом, иногда ветер так менялся, что приходилось менять галс, но зато мы шли по почти гладкой воде ,здесь ветер никак не мог разогнать большую волну и поэтому шли мы с приличной скоростью. Первая наша стоянка ,была в местечке Аливерион, расположенном от входа в северный залив Эвии на северо-восток. Довольно большая защищённая бухта, хороший пляж и довольно места как для стоянки у причала, так и для якорной стоянки. Однако пейзаж немного портит расположившийся на противоположном берегу завод с небольшим грузовым причалом. Здесь мы пополнили запасы воды и двинулись к селению Эретриа. Всего десять миль на запад и мы подходим к бухте ,однако на набережной мест нет. Более того здесь очень интенсивное паромное сообщение с материком, паромы ходят каждый час. Мы развернувшись, подошли к небольшому, но очень живописному островку, на котором красовалась новая постройка в виде средневековой башни, и на южном его оголовке маленькая но красивая церковь. Судя по большому эллингу для катера на берегу, и по солидному пирсу мы сделали вывод, что остров либо частный либо кто то его арендует. Став на якоре возле острова, на небольшой изобате. Мы после лёгкого ужина, распределив вахты легли отдыхать.

Утро, выдалось как всегда, ветреным и солнечным. Мы не спешили, и поэтому стали нырять, обследуя дно возле острова. Здесь обнаружился огромный запас моллюсков, в частности гребешки очень внушительных размеров просто торчали из грунта, нашлись так же и устрицы, и в невероятном количестве морские огурцы трепанги. К сожалению, на тот момент мы не знали как их готовить. Ленч состоял у нас из морепродуктов. Пришлась ко столу даже небольшая каракатица, не говоря уже об осьминоге добытом накануне. После двух часов мы снялись с якоря и Направились к следующему древнейшему городу острова Халки, который сыграл в истории архаичной Греции важную роль, а именно, война с Эретрией- Лелантская война., фактически разделила в своё время на два враждующих лагеря. Пройдя всего семь миль к западу мы прошли где вытекает река Лила, и повернув на север убрали паруса и пошли под мотором. Здесь уже были узости и сложности. Латеральные буи чётко огораживали фарватер, а осевые показывали, где поворачивать. Пройдя правым бортом маленький остров Пассас, мы проследовали под мостом и завернули к марине в бухточке Вукари. Чётко следуя рекомендациям по waterspilotмы подошли и пришвартовались к плавающему понтону в бухте. Яхт было много, но и мест достаточно. Мы разместились с комфортом, воды была, а электричество мы не подключали. После посещения порт –полиции, стало ясно, что мост сегодня не откроют так как большой религиозный праздник, делать было нечего мы пошли погулять по этому городку Халки. Гуляя мы зашли в местную таверну, в глаза бросилось сразу то, что меню было только на греческом и официантка не понимала ни слова русского или английского, только греческий. Надо заметить, что еда была превосходной, на восемь человек мы с вином наели всего на девяносто четыре евро. Пройдясь ещё по набережной, мы вернулись на яхту и вышли на якорную стоянку. Продуктов у нас было достаточно и мы решили провести оставшееся время отдыхая и купаясь. До следующего дня часы пролетели незаметно. На следующий день мы вернувшись в порт-полицию получили следующие указания, мост открывается в районе полуночи до четырёх утра именно в это время течение замедляет свой бег, следует оплатить двадцать евро, выйти в десять вечера в бухту в видимости Халкинского моста, стать на якорь и нести радио дежурство на 12 канале рации. Собственно так мы и сделали, выполнив все инструкции и в двадцать три тридцать, мы двинулись в сторону канала над которым развели мост и скомандовали «вперёд». Проходя мост сотни и сотни людей облепили перила, все что-то кричали махали руками и непрерывно фотографировали как строй яхт проходит узенький четырнадцатиметровый по ширине канал между островом и материком. Пройдя мост, и распределив ночные вахты мы двинулись на северо-запад. Всё ночь шли, и лишь только на рассвете обогнув правым бортом островок Строго на против мыса Кавос, мы поменяли курс на северо-восток и проложили на остров Скиатос. Своё название остров получил от греческих слов skia и athos («тень Афона»). Это самый западный остров на архипелаге Северные Спорады. Остров имеет богатейшую историю берущей своё начало с доисторических времён когда он был заселён впервые. Описание острова и его историю можно наблюдать с 480 г.д.н.э при правлении персидского царя Ксеркса. Когда во время шторма при походе на Грецию часть флота царя погибла разбившись о скалы Скиатоса. Сейчас же это чудесный зелёный остров необычайно популярен для туристов. Мы заходили в бухту на юге одноимённую с названием острова. Большая бухта, много мест для стоянки, на понтоне и у стенки ,но движение паромов очень интенсивное, поэтому надо быть внимательными, да и ещё одна особенность. Рядом местный аэропорт и самолёты идут на посадку прямо над водой. Пришвартовавшись, мы поставили заправлять воду и подключили электричество. Выйдя в городу увидели, что город почти как Москва, никогда не спит. Жизнь кипела тут весь день, подходили уходили паромы, на набережной предлагались всевозможные экскурсии от прогулках на лодках до вертолётных экскурсов над островом. Улочки довольно узенькие чистенькие с многочисленными бутиками, тавернами и сувенирными лавками. Развитие местной инфраструктуры впечатляет, всё здесь для туризма и отдыха. Стоит заметить, что особо интересен остров для подводных экскурсий. Рифы, необычайные гроты, и зелёный подводный ландшафт просто завораживает. Множество якорных стоянок, огромное количество бух и маленьких бухточек, словом всё для приятного времяпровождения, как в центре туристов, так и наедине с природой. Отдав якорь в одной из живописнейших бухт, мы стали готовить ужин, издали доносились приглушенные звуки ночных клубов и дискотек. Наутро мы снарядили экскурсию на надувной лодке на берег, вдоволь нагулявшись по отдалённой малообитаемой части острова, мы двинулись опять в сторону острова Эвия. Идя вдоль её восточного берега мы спускались южнее ,ветер раздувал постепенно но очень уверенно, однако он был попутным, и даже разгулявшаяся волна нам не мешала, а наоборот- гнала вперёд. Справа мелькали знакомые горные пейзажи, слева иногда появлялись суда и одинокие яхты, шли мы довольно долго, ветер к ночи усилился ещё больше. Управлять становилось труднее, а впереди было ещё много миль. Почти под утро мы буквально залетели в бухту возле Каристоса, там стояло большое количество больших и малых судов, которые прятались здесь от уже хорошо разгулявшегося шторма. Подойдя поближе к входу в порт, и убедившись что мест у причальной стенки нет мы отдали якорь на глубине около десяти метров и вытравили побольше цепи. Утром ветер с гор дул довольно крепкий. При порывах на поверхности воды образовывались некоторые завихрения из брызг и пены, якорь мы выбрали с большим трудом, помогая двигателем. И разворачиваясь нас буквально «повалило» на левый борт порывам- и это без парусов под одним рангоутом, за счёт площади корпуса. Мы вышли, день был абсолютно безоблачным и солнечным, ветра было хоть отбавляй, мы раскатали совсем немного парусов и пошли попутным курсом на мыс Сунио. Ветер гнал нас к аттике очень быстро. Довольно скоро мы вошли в Саронический залив и взяли курс на марину Алимос. Здесь в заливе ветра было меньше, и довольно скоро мы уже швартовались в марине. Остывшее время до отбытия в аэропорт мы обменивались фотографиями и вспоминали самые яркие впечатления похода, ну и обдумывали на какой архипелаг островов будет наш новый курс.