Трансатлантика 2011

Антигуа - Азоры. Через Атлантику 2011

Автор: Константин Седов

Ну вот, возвратился из очередного путешествия. Впечатлений много и сложить их в один рассказ – задача не из легких. Придется действовать по принципу: «Что вспомню - о том напишу». Будем по крупицам собирать осколки, а точнее, учитывая действительность происходящего, - брызги воспоминаний, чтобы из этой цветной мозаики составить целостную картину событий.

С чего все началось?
Двухнедельная учеба в Турции в январе 2011 года и получение почетного звания Bareboat Skipper не прошли даром. Появился здоровый азарт, а вместе с ним пришла идея о более крупных формах яхтенных круизов. Конечно, это большая наглость с моей стороны, но, вспоминая героя Евгения Евстигнеева из фильма «Берегись автомобиля» тоже захотелось сказать: «А не замахнуться ли нам на Вильяма, нашего, Шекспира?». А поскольку время вообще летит быстро, то и тратить его на разные непродолжительные плавания – не совсем рационально.
Стрелять – так стрелять! Еще один заход в интернет, нахождение нужного сайта, посылка запроса, получение ответа и ... решение принято: участвую в переходе по маршруту: остров Антигуа (Карибские острова) – Азорские острова - Гибралтар на яхте проекта «Bavaria 50». Yes!

Поделился новостью с окружающими. Должен признаться, что оглашение планов на проведение ближайшего отпуска аплодисментов аудитории не вызвало. На лице слушателей нельзя было прочесть ничего, кроме плохо скрываемого сомнения в умственных способностях собеседника.
Потом последовали уточняющие вопросы типа:
- Азорские острова – это вообще где?
- Слушай, а яхта против ветра может?
- Ну, а спасательный круг там будет?
- Понятно, что через Атлантику, но ведь поплывете, конечно, вдоль берега?
И самый главный вопрос
-Ты что совсем …… (дальше непечатно)?

Не буду останавливаться на лингвистических тонкостях и объяснять, ЧТО же на самом деле плавает, а КТО ходит.
Хочу лишь отметить бросающийся в глаза географический беспредел современников. Думаю, что именно для таких знатоков в Вене (столице Австрии - напоминаю) продаются футболки с надписью «NO CANGAROO IN AUSTRIA».
После долгих разговоров и многочисленных ответов на разного рода вопросы у меня сложилось впечатление, что в массе своей слушатели не видят принципиальной разницы не только между Гаити и Таити, но и между Австрией и Австралией. Ну, а Кайманы, Карибы, Канары и … просто нары давно слились в воображении современников в один хронологически - географический ряд, отражающий основные моменты развития капитала в России и судеб его обладателей.
Да и что удивляться? Вот именно так мы и относились к изучению географии, считая, что наш удел – вечно смотреть на мир глазами Юрия Сенкевича.
Еще раз подтвердилась старая истина – «Бытие определяет сознание».

Сколько брать? или На ошибках учатся.
Готовясь в январе месяце к поездке в Турцию на учебу, я отмел на корню саму мысль о возможности взять с собой национальный русский напиток, считая, что активный образ жизни и нарушения спортивного режима – вещи не совместимые. То, что я был не прав – стало ясно сразу, т.к. там пришлось поддерживать местного производителя огненной воды. На этот раз коррективы в план подготовки были внесены заранее. Вот с определением необходимого количества – проблема. Тут - как в сказке: много возьмешь – в самолет не пустят, ну, а если мало? Тогда вообще катастрофа… Ну, не пускаться же вплавь через половину океана
за очередной бутылкой? Вот и попробуй найти ее – эту золотую середину!
Разрешилась эта проблема так: поскольку в комплект штормовой одежды входят резиновые сапоги (2 штуки), то и 2 емкости по 0,7 литра с бесцветной жидкостью очень хорошо подошли для предохранения обуви от потери формы. И только для этого!!!
Невольно думаешь – а вот если бы мы были сороконожками – то, сколько тогда пришлось бы платить за перевес багажа????
Кстати, все мы знакомы с прописной истиной, что если в первом акте на сцене висит ружье, то в третьем акте оно должно выстрелить. Так вот, в последней главе нашей эпопеи вы узнаете, как этот национальный продукт помог нам очень душевно поговорить с соотечественниками. И разговор этот надолго засел в нашей памяти. Ну, об этом позже. Наберитесь терпения.

Перелет.
Если летишь на другую сторону Земли, то не надо удивляться расстояниям, которые необходимо будет преодолеть, да и времени, затраченному на это. Путь всегда тяжел и тернист, ну а про этот маршрут - и говорить нечего.
Представьте себе вот такую цепочку перелетов:
С-Петербург – Франкфурт (2,5 часа)
Франкфурт – остров Тобаго (9 часов)
остров Тобаго – остров Барбадос (40 минут)
остров Барбадос – еще какой-то остров из группы Карибских островов (я и тогда не зал, ну а сейчас – и подавно не вспомню) (1 час)
вышеназванный остров – остров Антигуа (40 минут).
Итого: 14 часов в воздухе. Плюс ожидания в различных аэропортах. Всего же дорога от дверей дома на Коломяжском проспекте в Питере до reception отеля Coco Rose Guest House на острове Антигуа заняла порядка 27 часов. Конечно, сами понимаете, что это, мягко говоря, несколько утомительно.

Особенности законодательства. Коллегам - яхтсменам – на заметку.
Коллеги, обращаюсь к вам, как к людям, которые, я уверен, тоже рано или поздно откроют для себя этот чудесный мир Карибских островов.
Так вот. На острове Антигуа (а это государство Антигуа и Барбуда) жители Российской Федерации могут находиться до 6 месяцев в течение года без всякой визы. Но (внимание!) для того, чтобы вас пустили в самолет, вылетающий на Антигуа, вам надо при регистрации показать обратный билет. На самом деле их интересует только одно: когда же вы покинете страну? Ну, а поскольку по нашему плану, с острова Антигуа я должен был отбыть на борту яхты, то, естественно, обратного билета у меня не было, что вызвало много вопросов во Франкфурте при посадке на рейс авиакомпании Condor, вылетающий на Карибы. Никакие слова про яхту и предстоящий переход впечатлений не произвели, т.к. у меня на руках не было документального подтверждения моих слов в виде какого-нибудь контракта или Crew list (судовая роль), где все это было бы отражено. Потом узнал, что подобные документы (контракт или Crew list) вполне заменили бы обратный билет. Помогло только то, что первая посадка была на Тобаго, а туда меня формально не пустить не могли, поскольку я летел с Тобаго дальше по имеющемуся билету. А вот на Барбадосе при посадке на рейс, вылетающий на Антигуа, мне опять задали вопрос про обратный билет. Но тут уже отступать было некуда. Пришлось на месте приобрести обратный билет с острова Антигуа куда бы вы думали???? Правильно, обратно на остров Барбадос (130 USD). Вот такая она – международная бюрократия!
Так что если вы думаете покидать страну въезда и временного пребывания на яхте, то уточните все необходимые формальности заранее и приготовьте какой-нибудь липовый контракт на транспортировку вас из страны на борту судна с указанием точной даты и других деталей. В противном случае - варианта два:
1) не пустят в самолет и ваше путешествие так и закончится, еще не начавшись, или
2) придется покупать билет до какой-нибудь ближайшей страны.
Но, в любом случае – нервов помотают немало. Особенно, если у вас есть проблемы с разговорным английским.

1. Остров Антигуа (Карибы)

Местное население.
Выходишь из самолета и сразу понимаешь, что попал в другой мир. О, Боже! Кругом – одни негры!!! Справедливости ради хочу отметить, что это чувство появилось не на Антигуа, а еще раньше – когда сели на острове Тобаго – первом из группы Карибских островов. Причем, негры здесь – не просто коричневые, а все какие-то черные – пречерные. Первое впечатление – пугающе - ужасное. Во-первых - они все страшные, как наша жизнь во время перестройки и сухого закона, а во-вторых - сразу понимаешь, что это ты у них в гостях, а не наоборот. Но, если с ними заговорить (а необходимость что-то спросить и уточнить возникает постоянно), то понимаешь, что перед тобой абсолютно открытые и по определению расположенные к тебе люди, которые не спеша тебе все объяснят, причем на своем родном языке – хорошем английском, что приятно. При этом они на тебя смотрят большими источающими доброту глазами, что сразу же располагает к хорошему общению. И недоверие, вызванное непривычным внешним видом собеседника и пугающим обликом, не просто проходит, а исчезает без остатка. Правда, не надолго…

антигуа     антигуа   антигуа

В ожидании яхты

Дело в том, что яхта, на которой предстояло идти, еще находилась на острове Мартиника с очередной группой курсантов. И мне просто надо было дождаться ее прихода на остров Антигуа. То есть 4 дня я был предоставлен сам себе. Но нет худа без добра. Было время и акклиматизироваться, и поколесить по окрестностям.
Кстати, этот отель - Coco Rose Guest House, - на Антигуа я нашел еще сидя в Питере, немного покопавшись в интернете. Забронировал, получил подтверждение и…. вперед без страха и сомнений. И все сработало нормально. Меня здесь действительно ждали. Отель мой хоть и стоял просто в деревне (выбирал по принципу цены), но на берегу моря. Правда, это была отнюдь не курортная зона. Берег абсолютно пустынный и красивый, но найти подходящее место для захода в воду было весьма и весьма проблематично. Приливы и отливы большие, да и берег явно не был создан для купания. Каменистые рифы тянутся там вдоль берега в два ряда изломанной линией. Но это здесь, в окрестностях отеля, а вот в других местах – песчаные пляжи и зеленовато – голубое море. Классика жанра! Правда и цены там за ночь в отеле впечатляют не меньше, чем окрестные красоты.

антигуа    антигуа    антигуа

А так – гулял по берегу в гордом одиночестве, фотографировал, наслаждался покоем и прекрасными видами побережья, ездил по острову. Не самое плохое занятие, однако….

Столица государства Антигуа & Барбуда – город St. Johns.
Типичный колониальный городок, каким мы это представляем.

антигуа    антигуа

Но и здесь сразу бросается в глаза что-то до боли знакомое. Так и есть – штаб-квартира местного варианта партии ЛДПР или Единая Россия, а за углом – местное «наше всё» да еще и со значком депутата Государственной Думы. Или только кажется?

антигуа    антигуа

Английская гавань. Это уже другой конец острова. Здесь ранее находилась хорошо укрепленная военно-морская база Англии, где давно – давно корабли эскадры Ее Величества проходили плановый ремонт. Одно время здесь жил и адмирал Нельсон. Сейчас в сохранившихся и отреставрированных крепостных постройках размещается яхт-клуб со всеми службами, а в самой бухте - прекрасно оборудованная яхтенная гавань с причалами и всей необходимой инфраструктурой. Сколько стоят яхты, стоящие в этой марине – можно только догадываться…
Узнал, что яхта пришла с острова Мартиника и ждет меня в марине Jolly Harbour – удивительно красивом месте. Перебрался из отеля на яхту, вскоре подтянулись остальные участники и мы стали обживать яхту и готовить ее к переходу через Атлантику.

антигуа     антигуа

Чтобы меньше зависеть от капризов погоды, было решено взять на борт дополнительный запас топлива, размещенный в канистрах по бортам. На левом борту канистр намного меньше. Это связано с направлением господствующих ветров на первоначальном этапе. После старта нам предстояло долго идти правым галсом (ветер в правый борт) и канистры на правом борту должны помочь откренивать яхту. Приятное с полезным.

антигуа     антигуа

2. Переход Карибы - Азоры

Буквально через час после старта наш штатный рыбак Сергей поймал этого золотого тунца. Вот она – Волжская рыбацкая закваска!

Некоторая неразбериха и нервозность первых часов на борту вскоре прошли. Все постепенно стало входить в заданный равномерно – предсказуемый ритм. Расписание жизни привязано к вахтам. У меня это было так:
Вахта – с 9-00 до 12-00. Подвахта с 12-00 до 15-00. Вторая вахта с 21-00 до 24-00. Подвахта – с 24-00 до 03-00.
Подвахта – это значит ты в дежурном режиме на подхвате у следующего заступившего на вахту на тот случай, если понадобится какая-то физическая помощь. Например – при работе с парусами.

антигуа     антигуа    антигуа Первые три дня здорово качало, так что кроме разбитого на вахты дня надо было еще приспособиться к приготовлению еды при качке, научиться ходить, перебирая руками по переборкам, и засыпать, вцепившись в койку. Вскоре усталость взяла свое и со сном, а точнее с бессонницей, проблем не было. Отсутствием аппетита тоже никто не страдал. А вообще опытные люди говорят, что при качке появляется сонливость и просыпается аппетит.
Вот так выглядит работа на камбузе: одной рукой держишь сковородку, другой рукой себя фиксируешь в пространстве. Старик Дарвин поторопился с эволюцией. Хвост в этой ситуации явно бы не помешал…

Подведем итог. Давайте посмотрим на карту-схему пройденного пути. Мы шли так, как ветер позволял нам это делать.
А ветер дул сначала с юго-юго-востока, потом стал постепенно поворачивать к востоку, а на последнем отрезке отклонился уже к северо-востоку. Поэтому нам пришлось идти правым галсом 2100 миль (!) на северо-восток, постепенно отклоняясь к северу, пройти широту Азорских островов и затем левым галсом спуститься до острова Faial. Такая вот лавировочка в океане!

антигуа

3. Азоры здесь тихие.

Вахта за вахтой, день за днем мы приближались к Азорским островам. И через 14 суток, пройдя 2400 миль после старта с острова Антигуа, мы смогли крикнуть: «ЗЕМЛЯ!!!!!!» И чего было больше в этих эмоциях – восторга от зрелища, открывшегося нашим взорам, или от чувства достижения какого-то результата – не известно. Скорее всего – и то и другое.
Еще несколько часов хода – и мы в марине острова Faial (Азоры). Для меня это финиш, так как в связи с тем, что мы здорово засиделись на старте, я не успеваю до конца отпуска завершить маршрут. Обидно.

Познакомимся бегло с островом Faial. Скажу сразу, что он нас просто очаровал.
Огромная воронка – кратер некогда бушевавшего вулкана. На языке геологов это называется КАЛЬДЕРА (фото слева). А это уже другое чудо. Маяк, который уцелел после сильнейшего извержения вулкана, продолжавшегося целый год в 1957 году. Просто Сталинградский дом Павлова. Посмотрите черно-белые фото 1957 года - и все станет ясно.
И как маяк уцелел – непостижимо!

азоры     азоры
азоры     азоры

Морская прогулка в гости к дельфинам и китам.
Вышли в море на катамаране. Цель – найти и сфотографировать китов и дельфинов, которые в изобилии резвятся сравнительно недалеко от берега. Нас сопровождали еще несколько надувных лодок с желающими понырять в компании этих морских млекопитающих.
Хочу пояснить, что здесь – в середине океана на Азорских островах выращивают чай, завезенный из Китая, а еще растут самые вкусные в Португалии ананасы и бананы. Такие вот они Азоры – Соловки Атлантики.

Обещанный бонус-рассказ.

Мы узнали, что недалеко от нашей гостиницы расположен ресторан, открытый русскими. Днем зашли, познакомились с владельцем Николаем, который 12 лет назад приехал сюда из Костромы. Договорились, что вечером придем на фирменное блюдо из местной рыбы. Берем бутылочку народного прозрачного напитка (вот и ружье выстрелило) и к 7 часам вечера приходим к Николаю. Подходит еще один соотечественник. И мы слышим его леденящий душу рассказ. Попробую кратко пересказать.
Самому оратору 42 года. Он из Иркутска. У него там своя мебельная фабрика (не слабо!), за которой сейчас присматривает мама. Почему?
Года два назад (могу путать) ему сообщили, что его знакомый, который отдыхал с девушкой на своей яхте в Панаме (Южная Америка), скончался от употребления наркотиков. Девушка тоже не выжила. Надо было забрать яхту и пригнать ее в Европу. Так они с приятелем задумали. Приятель – новоиспеченный зеленый яхтенный капитан, а наш собеседник вообще никогда на борт яхты не поднимался. Да и плавать не умеет!
И вот они прилетают в Панаму, берут эту яхту, выходят в море, проходят Панамский канал (!) и оказываются в Атлантическом океане. Далее путь лежит на Ямайку, потом на Бермуды. Никаких виз у них нет, английским не владеют, о навигации весьма смутные познания. Но благодаря своей находчивости и отзывчивости людей они все преодолели и легли на курс на Канары. Но по ошибке пришли на ...Азоры. И с первого взгляда влюбились в эти места. Решили, что это сама судьба привела их сюда.
В результате они продали здесь эту яхту, купили небольшое рыбацкое судно (вместе с экипажем) и уже зарабатывают деньги. При этом в ближайших планах – расширить свой бизнес. Мама нашего собеседника прилетала сюда и дала добро на переезд. Теперь мужики заняты процессом натурализации. Хотят организовать русскую колонию.
Цены здесь весьма умеренные. Снять трехкомнатную квартиру на месяц – 300 Евро. Если продать двухкомнатную квартиру в Москве или в Питере, то на эти деньги можно купить двухэтажный дом с большим участком земли.

Вот так бывает в жизни!

Ну, а все когда-то кончается. И сказка тоже. Предстоит перелет по маршруту:
остов Faial – Лиссабон (2 часа)
Лиссабон – Москва (5,5 часа)
Москва – С-Петербург (1 час)

Напрягся лайнер – слышен визг турбин
И вот под крылом проплыли Азоры. Отпуск кончается. Пора домой….

Что теперь:
На что же. Эпопея под название Атлантика 2011 закончена. Это хочется как-то увековечить. Можно, например, по стенам квартиры развесить карты, рынды, штурвалы, компасы, барометрами и хронометры. Честно говоря, вряд ли я это осуществлю, хотя несколько сувениров, возможно, найдут свое достойное место в доме.
А еще можно долгими зимними вечерами включить компьютер, кликнуть на папке с названием «Атлантика – 2011» и погрузится в мир воспоминаний. Чего и вам желаю….

Возможно, изложение всего было несколько путаным и сумбурным. Но так ведь брызги – они и есть брызги. Попробуй, собери без потерь!

Всегда ваш
К.С.
Май 2011

азоры